Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 14.12.2017, 21:39

Школа №474

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Готов ли ваш ребёнок к школе
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ? Вот наступает период окончания детского садика и поступления в первый класс. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у ребёнка в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Готов ли Ваш ребенок к школе? Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя на собеседовании . Готовность ребенка к школе определяется не только возрастом, но и психологическим созреванием личности. Есть дети, которые уже в 6 лет могут легко адаптироваться к условиям школы, а другие и в 8-10 не умеют строить отношения со своими товарищами и педагогами. При этом чисто техническая подготовка ребенка к школе (умение писать и читать) так же имеет большое значение. Поэтому давайте ориентироваться на социальную зрелость малыша, учитывая его эмоциональный и интеллектуальный уровень. К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника. Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.
Один из первоочередных критериев – физическая готовность ребенка, и это не случайно, так как обучение в школе – действительно большая нагрузка. Чтобы понять, насколько ваш малыш здоров, и сможет ли он выдержать все, что его ожидает в первом классе, стоит проконсультироваться с детскими врачами. И, если у вашего ребенка обнаружатся серьезные проблемы со здоровьем, то лучше воспользоваться специальными формами обучения.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе состоит из того багажа знаний и наличия специальных умений и навыков, которые ваш ребенок сумел приобрести к первому классу. Речь идет об умении ребенка обобщать, сравнивать, классифицировать и т. п. Многие родители считают, что, если их ребенок к началу учебы в школе умеет читать и писать, это уже свидетельствует об его готовности к обучению. Но это не совсем так, потому что для процесса обучения намного важнее уметь грамотно пересказать текст, а также рассуждать и мыслить логически. Оценивая эти навыки вашего ребенка, будьте объективны: не старайтесь преувеличить возможности ребенка, но точно так же не отчаивайтесь, преуменьшив их. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Развитие интеллекта предполагает не только умение ребенка считать до десяти и писать печатными буквами. Этому можно научить и совсем несмышленого малыша. Самое главное, чтобы ребенок умел концентрировать свое внимание, находить связи между различными явлениями жизни или событиями, умел запоминать с помощью логичных рассуждений, а затем воспроизводить то, что запомнил, умел выделять одну фигуру из множества других, непохожих на нее, и, наконец, у малыша должна быть хорошо развита мелкая моторика рук. Эти умения и определяют интеллектуальную готовность 6-7-летнего ребенка к школе. Интеллектуальная готовность вашего ребёнка к школьному обучению- это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени родителей). Это определённая зрелость структур головного мозга и развитость познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания и т.д.) Для определения интеллектуальной готовности ребёнка следует прибегать к помощи специалиста – психолога. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. В школе ребенку придется делать не только то, что ему очень интересно и доставляет массу радости. Учеба — дело монотонное и не всегда приятное, поэтому ребенок должен быть готов выполнять такую обязательную работу без импульсивных отрицательных реакций, то есть он должен быть эмоционально устойчив. Это и есть эмоциональная зрелость первоклассника.

Умение общаться со сверстниками, устанавливать контакты в коллективе и подчинять закону детских групп свое поведение, исполнять роль ученика по отношению к учителю, то есть готовность выполнять его задания и слушать, говорит о наличие у ребенка социальной зрелости. Социально незрелый ребенок вообще не сможет учиться в школе. Между тем, социальное развитие ребенка определяется его общим развитием, воспитанием в семье и взаимоотношениями между детьми и родителями.

Однако детям, недотягивающим по всем трем критериям готовности, и не имеющим социальной готовности, в школу, безусловно, идти еще рано. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться. начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению. Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей.
Очень важна социальная готовность ребенка к обучению, которая выражается в потребности общения с другими детьми, в настрое ребенка на работу и на сотрудничество с детьми и с учителем. Вы только представьте: ваш ребенок пришел в школу, и первое, что ему придется сделать, это установить взаимоотношения с другими детьми. Он должен суметь вписаться в детский коллектив, а для этого нужно научить его общаться, дружить, причем, вполне вероятно, что ему придется не только уступать, но и защищаться.
Родители часто огорчены тем, что ребенок вовсе не стремится в школу, а ведь мотивационная готовность – это очень важно. Как определить наличие достаточной мотивации у вашего ребенка? Если ребенка школа привлекает не внешней атрибутикой: учебники, портфель, тетради, новый ранец и красивая форма, а возможностью узнать что-то новое, научиться тому, чего он еще не знает, а, к примеру, умеет старший брат или сестра, то мотивационная готовность у ребенка имеется.
В этом плане, безусловно, наличие старших детей-школьников в семье, играет большую роль, так как, наблюдая за учебой старших, малыши тоже стремятся приобщиться к школьной жизни. Им нравятся и учебные принадлежности, и то, с каким вниманием родители относятся к организации места для приготовления уроков, и отношение папы и мамы к школьным обязанностям учеников.
Если ваш ребенок полностью готов к школе, то вас можно поздравить. Правда, это совсем не означает, что школьная жизнь малыша обойдется без трудностей и препятствий, но преодолеть их будет легче, да и вы сможете всегда быть рядом и помогать ему.
Если ребенок посещал детский сад, значит, воспитатели обучили его всему, что требуется знать и уметь к школе: как правило детсадовцы умеют считать до десяти, знают буквы, читают по слогам и даже могут в какой-то мере продемонстрировать логическое мышление.
Со своей стороны вы поможете ребенку, если не будете отгораживать его от окружающей жизни, а, напротив, подробно (естественно, с учетом возраста) ответите на все его вопросы, и не будете жалеть время на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, а также выделять главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие собственные вопросы. То есть, очень важно научить ребенка ориентироваться в ситуации, думать и излагать свои мысли. А так же очень важна и психологическая готовность ребёнка к школе. Что такое «психологическая готовность к школе»? Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего: – расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; – на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка; – воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; – воспитывайте произвольность, управляемость поведения; – никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил. Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдёшь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, является первым этапом развития мотивационной готовности. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребёнок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, будет мешать другим хорошим деткам из класса учиться и мешать учителю вести уроки. И учителю приходиться отвлекаться на замечания ребёнку вместо того,чтобы учить знаниям. Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт и об умении слушаться, и об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы учиться в первом классе: – внимание, способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению; – хорошая память; – сообразительность; – любознательность; – развитое воображение; – начальные навыки чтения, счёта, письма; – физическая ловкость; – волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); – организованность, аккуратность; – дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми. Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10–15. А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка невероятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам. Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок, умет ли завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует» или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых. Потом можно и посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов. Очень важный элемент готовности к школе – умение ребёнка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто – наберитесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвращать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Не допустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ребёнка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…» Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы. Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. Говоря обобщённо, к обучению в школе готов тот ребёнок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Ребёнок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя. Всё это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учёбу. Нужно уметь сосредоточиться на продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша (в норме для дошкольников характерна завышенная самооценка – например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжёлый», а не «Я слабый»); у младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не заниженной - «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный»); и отношения со сверстниками (есть желание общаться, готов подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре), с учителем (понимаю и принимаю формальный характер общения на уроке с чётко установленными ролями – «учитель» - «ученик»). Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребёнка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребёнку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…). Также отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в ритме всего класса (когда обращаются не лично ко мне, а к классу в целом: «Напишите, посчитайте»), подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности, умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно (например, начните рисовать орнамент, а затем попросите ребенка продолжить, глядя на образец). Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания. Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Уметь одеваться и раздеваться, не теряя шарфы и перчатки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой; сложить рюкзак, быстро достать из рюкзака необходимое и т.д. Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем всё то, о чём уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях – этому учатся только в семье.
Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении. Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.
Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными. Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, не торопитесь с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.
Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!
Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу на индивидуальное обученин и заниматься на дому: к ним ходит учитель из школы.Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната и в школу приводить ребёнка только для написания контрольных работ и проверочных работ.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения. Рекомендации для родителей: «Готов ли Ваш ребёнок к школе» Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже приходят в школу уже умеющими читать. Самое главное, чтобы ребёнок читал осознанно, понимая, что он читает. Труднее даётся овладение письменной речью. Ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки (своего рода умения). К ним относятся следующие: · полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове); · достаточность словарного запаса; · сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие; · владение связной речью; · сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу); · что касается зрительно – пространственных представлений, то их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв. · необходимо развитие тонкой ручной моторики, что является предпосылкой овладения письмом. Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая на этой основе письменная речь. Письменная речь является лишь отражением (или как бы переводом в письменную форму) имеющейся у человека устной речи. К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Та, например, несформированность зрительно – пространственных представлений, не причиняющая особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте. Владеет ли ребёнок связной речью Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. В очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни. Особенно активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. Но если при построении предложений перед ними стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями. С целью проверки состояния у ребёнка связной речи попросите его рассказать о том, как он провёл свой день, что он видит на любой сюжетной картинке. Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить большой и связной рассказ, нередко дополненный даже событиями из их собственной жизни. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картинки или о прошедшем дне лишь двум или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит действия или изображённые предметы и явления на картине, не сумев построить даже отдельных предложений, например: «ЗИМА, СНЕГ, ГОРКА, ДЕТИ, СОБАКА, ТУТ КАТАЮТСЯ…» Понятно, что о достаточном уровне развития связной речи можно говорить лишь в отношении первой из названных групп детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы!). До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки (например, по сказке «Репка»). Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее: · пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа; · пересказ просмотренного мультфильма; · рассказ о событиях прошедшего дня; · рассказ об интересной прогулке, об экскурсии; · заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?); · составление рассказа по известному его концу (что было до этого?) и пр. Сформированы ли зрительно – пространственные представления Необходимость усвоения начертаний букв, с которой ребёнок сталкивается при обучении грамоте, предполагает достаточный уровень развития у него зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (различение предметов по их форме и величине, их расположению в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как больше и меньше, вверху и внизу, слева, справа и т.п.). Если ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию (например, в и д, ш и т; у п палочка короткая, а у р – длинная; и и ш, ц и щ, л и м и т.п.). Если ребенок развивается гармонично, то к 6-7 годам он должен быть психологически готов сесть за школьную парту без ущерба для своего здоровья. Однако не всегда так бывает. Бывают случаи, когда родители поняли, что ребёнок по каким то параметрам не готов к школе и они писали заявление о том, что забирают ребёнка домой и будут ещё год дома готовиться к школе, чтобы в следующий год прийти полностью готовым. Во многих школах обращают серьезное внимание на речь будущего первоклассника, поэтому логопедические проблемы лучше решить задолго до поступления в школу. Дело в том, что неспособность выговаривать к определенному возрасту отдельные звуки бывает связана с проблемами дисграфии и дислексии, то есть трудностями с обучением письму. Родителям нужно знать, что шипящие и свистящие звуки ребенок должен уметь произносить уже к 4 годам, а звук «р» должен правильно звучать к 5-6 годам. Если малышу трудно даются эти звуки, у него могут быть проблемы с общим развитием, на которое и нужно обратить внимание: больше разговаривать с малышом, читать книги, играть в логические игры и головоломки, собирать конструктор, рисовать, лепить, наблюдать природу и т.д. Однако иногда даже очень развитые дети в силу слабости мышц языка не могут правильно произносить звуки, и даже хорошо поставленные у логопеда звуки они так и не используют в речи. Для этого нужны ежедневные упорные тренировки. Не каждый родитель, а тем более ребенок их выдерживает, поэтому некоторые дети так и вырастают с проблемной дикцией. С возрастом речь становится более правильной, потому что ребенок уже сам сознательно стремиться говорить лучше. Однако во время любого нервного напряжения, а тем более стресса ребенок вновь теряет это умение и начинает картавить.

Как наверстать упущенное

Наверстывать упущенное в последнее лето перед поступлением в первый класс — дело неблагодарное и вредное. За три коротких месяца ребенок все равно не выучиться тому, что должен был планомерно осваивать весь предыдущий год. Если вы не успели, то постарайтесь научить малыша чтению и письму. Эти навыки он разовьет уже в школе, да еще и обгонит тех, то научился раньше, но при одном условии: если ребенок научится учиться. Вот тогда он придет в школу с широко открытыми глазами и готовностью воспринимать и быстро усваивать все новое и интересное. Поэтому усилия взрослых должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы ребенок умел взаимодействовать с другими людьми, свободно себя чувствовал с незнакомыми, умел отвечать на вопросы и логически рассуждать о простых вещах. Учите с малышом стихи, читайте ему интересные книжки и рассказывайте ребенку о школе: как интересно и весело он будет проводить время, сколько новых друзей у него появится. Создавайте ему положительный настрой, чтобы ребенку хотелось учиться. Конечно, умение читать, считать и писать печатными буквами очень пригодится будущему первокласснику, который будет чувствовать себя намного уверенней своих неумелых сверстников. А, учитывая то обстоятельство, что большинство родителей отдают детей на курсы подготовки к школе, то ваш необученный ребенок и вовсе может стать «белой вороной» в таком «продвинутом» коллективе. Поэтому вам стоит позаботиться о минимальном уровне знаний своего дитя заранее, но не в последнее лето перед школой. Если этого не получилось, помогайте и поддерживайте ребенка в школе, первые успехи окрылят его, и он не будет чувствовать себя неумейкой. Готов ли ваш ребенок к школе? Взгляд детского нейропсихолога Бывает большой % детей ,поступающих в школу, к ней не готовы. Родители это чувствуют. Спрос рождает предложение. Как грибы растут курсы подготовки детей к школе. Родители ведут детей в эти школы. А спросите тех, кто готовит детей к школе, что такое готовность ребенка к школе? По данным института материнства и детства большое количество детей рождаются с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих (стволовых) структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., - все вредности скопились на его мозговых структурах. Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15 лет назад. Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к отклоняющемуся поведению. Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Фасад этих проблем с возрастом меняется. Сначала ребёнок перепутал день с ночью, потом возник энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по - новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях. Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации. Дети, рожденные с помощью «кесарева сечения», рождённые в воду, со стимуляцией родов, будут отличаться от детей прошедших родовой канал естественным путём (попавших из состояния невесомости в состояние гравитации). Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки. Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга». На каком "говорит" ваш ребенок? Проверьте! Если он: - мало ползал, или не ползал совсем; - имел родовую травму или - у мамы были любые проблемы во время беременности; - родился с помощью кесарева сечения; - имел травмы головы, общий наркоз; - часто болел простудными заболеваниями. А сейчас: - имеет проблемы с памятью; - часто жалуется на головную боль; - имеет нарушение осанки; - медлителен или излишне активен; - плохо усваивает учебный материал; - не сразу вас понимает, откликается не сразу; - двигает ногами, языком, когда пишет или рисует - пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально - не может описать картинку, скопировать рисунок; - занимается в основном только тем, что ему интересно; - имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками и др. А в его анамнезе есть: - тики; - астматический бронхит; - различные нарушение осанки; - астматический бронхит; - нарушение сна; - энурез; - головные боли; - синдром гиперактивности; - перенатальное поражение ЦНС; - вегетососудистая дистония: - частые заболевания, сниженный иммунитет; У сегодняшних детей имеются нарушения в развитии мозга чаще всего связанные с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), незрелостью структур мозга. Что это такое минимальная мозговая дисфункция? Образно и понятно ответила на этот вопрос, детский нейропсихолог из Санкт - Петербурга С.О Кузнеченкова: «ММД можно представить «в виде дремлющего вулкана, который в любой момент может проснуться. И самое опасное, что этот вулкан не только может, но и прямо-таки рвется пробудиться ото сна. Для того чтобы удержать это стихийное бедствие в спящем состоянии, нужно много сил. Вот и получается, что при таких нарушениях мозг львиную долю энергии тратит на «борьбу с вулканом», а на другие дела у него остается очень мало ресурсов». И можно сколько угодно учить ребенка читать, считать, писать, но при этом он никогда не будет по настоящему готов, ни школе, ни к жизни. Прежде чем строить дом, надо сделать хороший фундамент. Таким фундаментом развития для ребенка является его нервная система, его мозг. Именно они определяют сейчас и будут определять в будущем всю его жизнь - способности, отношения с другими и самим собой, карьеру, интеллект и самое главное - его здоровье. К сожалению, минимальные мозговые дисфункции, несмотря на свое название, неприятностей могут доставить много. Так клинические исследования показали, что страдающие таким нарушением, как синдром дефицита внимания, гораздо чаще, чем обычные люди, бросают школу (32-40%), имеют меньше друзей или совсем их не имеют (50-7*%), плохо справляются с работой (70-80%), втягиваются в антисоциальную деятельность (40-50%), больше курят, склонны к алкогольной зависимости. Более того, дети, растущие с СДВГ, с гораздо большей вероятностью беременеют в подростковом возрасте (40%), заражаются венерическими заболеваниями (16%), чаще превышают скорость и попадают в многочисленные аварии, страдают депрессией (20-30%) и расстройствами личности (18-*5%) во взрослом возрасте. Минимальные мозговые дисфункции могут приводить к сотням других нарушений, подвергая жизнь человека разным опасностям в виде психосоматических болезней, неадекватного поведения, зависимостей. Не позволяют ему распоряжаются своей жизнью. Есть ли решение у этой проблемы? Да есть. Благодаря достижениям современной нейропсихологии. «Нейропсихология - это наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает, что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем, действуем, ведем себя тем или иным образом. Нейропсихология помогает понять и подвергнуть анализу глубинные механизмы индивидуальных особенностей человека, одаренности или отставании в развитии, особого или искаженного восприятия окружающего мира, проблем в мировоззрении и поведении». Современная нейропсихологическая диагностика и коррекция позволили разработать адекватный подход к решению многих проблем. В их числе и проблема подготовки современного ребенка к успешной учебе школе. Что нужно для ее решения? Независимая нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе или при «сложном» анамнезе - полное нейропсихологическое обследование ребенка. Оптимальный вариант за год, два до школы. Сегодня это уже общепринятая во всем мире практика. Детский нейропсихолог в отличие от детского невролога, психиатра или психолога не только определит наличие (отсутствие) у ребенка нарушений в развитии мозга, но и определит, в каком отделе мозга они находятся. Расскажет, к каким последствиям в жизни ребенка они могут привести. И главное - подробно ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы этого не случилось. Но это еще не все. Нейропсихологическое обследование позволит родителям понять особенности развития ребенка и его нервной системы, увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Узнать, в каком направлении лучше развивать своего ребенка. В какой школе, по какой программе, и у какого учителя ему будет учиться комфортно.
Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (01.11.2012)
Просмотров: 3414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Баннер

Школа №474 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz